Сегодня, 27 сентября, в московской «Студии театрального искусства» сыграют премьеру — спектакль Сергея Женовача «Старуха» по одноимённой повести Хармса.
Премьера «Старухи» — одна из самых московских премьер, которые «переместились» из оборванного пандемией сезона 2019-2020 на осень нового сезона. Однако «Старуху» задержали и другие причины — разного рода внутренние, художественные соображения, так что ждали её ещё дольше: планировалось, что премьерой завершится празднование 15-летия СТИ, к которому был приурочен двухнедельный марафон-ретроспектива. Так и не объявленная самим театром официально первоначальная дата премьеры (её называл, в частности, Сергей Женовач в интервью РИА Новости) — 27 февраля: тот факт, что реальной датой стало 27 сентября, то же число, но «сдвинутое» на семь месяцев, можно считать не совсем случайным совпадением.
Напомним, «Старуха» — короткая повесть Хармса, написанная в 1939 году, по мнению целого ряда исследователей — главный хармсовский текст. Мрачная история о смерти, времени, чудесах и «чертовщине», а заодно о невоплощённости или невоплотимости творчества и любви, одновременно является фантасмагорическим описанием жутковатой эпохи, свидетельством времени. Театр и кино, обращаясь к хармсовским текстам, нередко используют фрагменты «Старухи» или повесть целиком — в том числе и потому, что в ней присутствуют даже более «внятные», чем в хармсовских пьесах или сценках, связные диалоги и последовательный, хотя и гротескный сюжет. Любопытно, что в круг возможных литературных ассоциаций (помимо очевидных изначальных аллюзий на «старух» Пушкина и Достоевского) может войти и поставленная Женовачом в СТИ ранее поэма «Москва — Петушки».
О будущем спектакле режиссёр принципиально не высказывается, однако ранее в уже упоминавшемся выше интервью охарактеризовал выбор материала так: «Мы решили придумать спектакль небольшой, где можно похулиганить, поимпровизировать, рискнуть» («Старуха» действительно будет короткой, как и повесть Хармса).
Вполне характерное для сценических версий Хармса многоголосие в «Старухе» будет создаваться не через густонаселённый сюрреалистичный мир многочисленных эпизодических персонажей из различных хармсовских текстов, а через «расслоение» нескольких героев на целый ряд голосов. В спектакле, жанр которого обозначен позаимствованной у автора формулой «нелогическое течение мыслей», три действующих лица — и два десятка участников. Примечательно, что это фактически первый для СТИ опыт такого «умножения»: в других случаях, от «Записных книжек» Женовача по Чехову до «Шествия» Веры Камышниковой по поэме Бродского, в театре стремились к «собиранию» разрозненных реплик или героев в сравнительно цельных персонажей — или в сквозные линии, которые объединялись исполнителями ролей.
В «Старухе», над которой вместе с Женовачом работала постоянная команда соавторов — художник Александр Боровский, художник по свету Дамир Исмагилов и композитор Григорий Гоберник, — заняты актёры всех поколений СТИ. Первого героя, обозначенного как Он (очевидно, равный повествователю — Я — повести Хармса), играют Лев Коткин, Никита Исаченков, Игорь Лизенгевич, Дмитрий Матвеев, Александр Медведев, Андрей Назимов, Александр Николаев, Александр Суворов и Андрей Шибаршин. Героиню, обозначенную как Она, — Дарья Муреева, Татьяна Волкова, Ольга Калашникова, Елизавета Кондакова, Екатерина Копылова, Мария Корытова, Мария Курденевич, Варвара Насонова, Ольга Петрушина и Анна Рудь. Третьего персонажа, Старуху, играют Александр Медведев, Татьяна Волкова, Ольга Калашникова, Елизавета Кондакова, Екатерина Копылова, Мария Корытова, Мария Курденевич, Дарья Муреева, Варвара Насонова и Анна Рудь. Кроме того, в спектакле звучат стихи Хармса, — их читают два артиста, не «связанных» специально обозначенными ролями, — Нодар Сирадзе и Сергей Пирняк.
Следующие показы «Старухи» — 6, 11, 20 и 30 октября.
Источник: oteatre.info