Корреспондент журнала ТЕАТР. – о цирковой программе «Девочка и слон» в постановке Полины Стружковой.
В Сочинском цирке состоялась первая из двенадцати заявленных обновленной командой Росгосцирка премьера – представление «Девочка и слон» в постановке Полины Стружковой. Судя по ней, встреча циркового содержания с театральной формой обещает быть плодотворной, но драматичной.
Новый художественный руководитель Росгосцирка – Юрий Квятковский, театральный режиссер и один из создателей независимой творческой группы Le Cirque De Charles La Tannes, пригласил на первую постановку свою коллегу Полину Стружкову, создательницу детских спектаклей. Вместе с ней в работе появились и другие известные театральному миру имена – хореографы Евгений Кулагин и Иван Естегнеев, художник (создатель и пространства, и костюмов, и грима) Нана Абдрашитова, автор сценария Полина Бородина и другие. Мы не знаем, как шла притирка между цирковыми артистами, чья религия – сложные трюки и бесконечные возможности человеческого тела, и театральными мастерами, исповедующими совсем другие художественные задачи. Но в результате театр взял на себя роль деликатной огранки бриллианта под названием цирк, и оба, кажется, остались довольны друг другом, сохранив позиции, но начав художественный взаимообмен. Тем более, что в театральные руки были отданы давно заслуженные, награжденные на престижных фестивалях и действительно сложные номера. Особенно – единственный в мире номер канатоходцев на шаре под руководством Юрия Краснова: серебряный шар на лунной дорожке каната становится единственной опорой для пирамиды из трех атлетов.
Основой для сюжета стал маленький рассказ Куприна «Слон» о больной девочке – она чахнет от неизвестной болезни, потеряв к жизни всякий интерес, а доктор прописывает ей исполнение мечты. Мечтой становится встреча с настоящим слоном, и родители делают все возможное, чтобы живой слон пожаловал к ней на чашку чая. Болезнь, долгие сны, горячка – почти идеальный контекст для цирковых чудес: чего в них только не привидится, от кошмаров до полетов во сне и наяву. Воплощением кошмаров с весьма изощренной хореографией стали артисты балета «Таис» и групповые жонглеры под руководством Рустэма Галеева – их кольца летали угрожающе, как мачете, над головой болеющей девочки (гимнастка Анастасия Андреева, которая явно обжилась в почти драматической роли). Отдельный шедевр этой программы – костюмы Наны Абдрашитовой для массовых сцен, которые заставляли вспомнить то «Крестьян» Малевича, то домино из старинных маскарадов, то безумное чаепитие Кэрролла (каждому танцовщику досталось по шляпе в виде горки из огромных чашек). Девочке снятся фантастические сны, где папа оказывается директором цирка, а мама воздушной гимнасткой. Так из кошмаров и фантазий, воздушных полетов и превращений выкристаллизовывается ее мечта – не просто встретить слона, но стать своей в волшебном мире цирка. Девочка влюбляется в воздушного гимнаста на ремнях (Сергей Андреев одет в костюм летчика), и он вдохновляет ее быть смелой. Выздоравливая, упрямо взбирается, падает и снова взбирается на шар. И, наконец, встречает слона. Они обнимаются и играют в ладушки, пьют чай и катаются на шарах (говорят, слониха из знаменитого на весь мир аттракциона династии Корниловых, увидев во время репетиций свою первую дрессировщицу, сама повторила все трюки, которые выучила с ней). Девочка на шаре, добрый слон на тумбе, горящие буквы «ЦИРК» – эта старая, как мир, картинка обретает здесь какой-то свежий смысл. Мир цирка принимают новобранку и теряет старого Несравненного Клоуна (Армен Асирянц), перед которым однажды закроются двери, а за ними останется его душа. Но Девочка пока еще не знает, что цирк бывает и жесток.
Я давно решила, что не люблю цирк с животными, так что главным открытием для меня стала возможность ненасилия в некоторых номерах с дрессурой. Да, конечно, экзотические животные дрессировщиков Ольги Корниловой и Александра Валиева, крокодил с дикобразом, отстояли свою экзотичность и необязательность. И, конечно, их же собачки, как и все дрессированные собачки, вызывали положенное умиление. Но посреди программы на арену вдруг выбежала восьмерка невозможной красоты вороных коней, до которых дрессировщики Аида Гаджимирзаева и Вадим Колодочкин даже не дотронулись хлыстом – казалось, что и на манеж-то они выходили лишь для того, чтобы покормить своих артистов морковкой. Их номер «Свобода лошадей» действительно казался свободным танцем, за которым человеку лишь позволено подглядывать. И, конечно же, в том же ряду оказались самостоятельные корниловские слоны – мудрые, как бабушки, играющие с внуками.
После премьеры программа «Девочка и слон» поживет в Сочи, а затем поедет по другим городам – выбираться будут именно театральные города, где эксперимент Юрия Квятковского должен найти своего зрителя.
Источник: oteatre.info