Накануне открытия нового сезона Театр Наций рассказал о предстоящих премьерах. Помимо спектаклей, не встретившихся со зрителем в прошлом сезоне из-за пандемии, запланированы новые работы, о которых не было известно ранее.
Напомним, сезон в Театре Наций в буквальном смысле открывают три премьеры — все три изначально планировали показать зрителю в конце прошлого сезона, но в связи с карантином их пришлось перенести. На Малой сцене 1, 2, 10 и 11 сентября представит новую работу Олег Долин, который продолжает исследовать возможности в широком смысле слова игрового театра. В мольеровском «Лекаре поневоле» будут играть молодые артисты, часть из которых знакома зрителям по предыдущей постановке Долина в Театре Наций, «Снегурочке» Островского. Среди участников «Лекаря поневоле» — Полина Виторган, Глеб Пускепалис и другие.
Первой премьерой Основной сцены станет «Разбитый кувшин» Клейста в постановке Тимофея Кулябина. Создатели спектакля подчёркивают, что особенный интерес у них вызывает жанр — комедия. В частности, Кулябин замечает, что в его уже весьма обширном «послужном списке» это первая комедия, и для него было важным, что практически не репертуарная в России, но крайне популярная в Германии пьеса «Разбитый кувшин» иногда именуется «немецким „Ревизором“» (прежде всего, из-за некоторого сходства сюжетов, но и в связи со значением текста в культурном пространстве). Действие Кулябин переносит в ближайшее будущее: «Евросоюз распался, но при этом ещё сохранились такие явления европейской цивилизации как средний пол», — анонсируют спектакль создатели. Клейстовского «ревизора» — судебного пристава, который как раз и считает себя «ни мужчиной, ни женщиной», — играет Ингеборга Дапкунайте, которая впервые работает с Кулябиным. А второго главного героя, судью, которому приходится судить самого себя, — дебютирующий на московской сцене Виталий Коваленко. Также в «Разбитом кувшине» заняты постоянные участники спектаклей Театра Наций и, прежде всего, постановок Тимофея Кулябина — Олег Савцов, Марианна Шульц, Анна Галинова и другие. Премьера пройдёт 3, 4, 15 и 16 сентября.
Наконец, третьей премьерой сентября станут «Страсти по Фоме» Евгения Марчелли. Спектакль по повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» на Основной сцене должны были сыграть в марте — премьерные даты почти буквально совпали с карантинным закрытием театров. Марчелли рассказывает, что долгая остановка дала ему и другим создателям «Страстей…» возможность «остановиться и задуматься», в итоге превратив «довольно простую вещь в более сложную, загрузив её настолько, что уже страшно — не слишком ли». Исполнитель роли Фомы Авангард Леонтьев, в свою очередь, отмечает, что Марчелли «редкий режиссёр, которому интересно работать с артистами». Впрочем, занятые в «Страстях…» артисты, очевидно, дают основания для такого интереса: в спектакле заняты также Виталий Кищенко и Владимир Майзингер (оба играют в очередь Ростанева; отметим, что для Владимира Майзингера — постоянного соавтора Марчелли по Волковскому театру, ушедшего оттуда вслед за режиссёром, — эта работа станет дебютом на сцене Театра Наций), Ольга Волкова и Ирина Пулина (два состава на роль Генеральши Крахоткиной), Юлия Хлынина и Наталья Инькова (две исполнительницы роли Настеньки), Анастасия Светлова (Татьяна Ивановна) и другие. Премьера пройдёт 7, 8, 17 и 18 сентября.
Также до конца 2020 года намечены четыре премьеры. В Новом пространстве 2, 3 и 4 октября покажут новую работу из цикла «Наше всё…» — на сей раз спектакль будет посвящён Константину Циолковскому. Как и предыдущие постановки цикла «Наше всё…», эта работа — моноспектакль. Играть «сказку», как обозначен жанр предстоящей премьеры, будет актриса Анастасия Егорова. В основе — жизнь Циолковского, рассказанная его старшей дочерью Любовью Константиновной. Режиссёр «Циолковского» — Андраник Саатчян, известный своими киноработами — в частности, документальным фильмом «Театр простодушных».
На Основной сцене 16 и 17 октября должна пройти премьера спектакля Алвиса Херманиса «Горбачёв». Постановка, по словам Херманиса, — «история не про политику, а про удивительную семейную пару, которой было суждено изменить мир и во многом опередить своё время. Про их любовь, мечты и разочарования». Спектакль рассчитан на двоих участников — Михаила Горбачёва будет играть Евгений Миронов, а Раису Горбачёву — Чулпан Хаматова. До начала карантина артисты успели провести две интенсивных репетиционных недели в Риге, где живёт Алвис Херманис, а после закрытия границ репетиции пришлось перенести в онлайн (напомним, в апреле актёры провели «открытую репетицию» для зрителей Театра Наций — запись прямого эфира можно посмотреть и сейчас на YouTube-канале театра). Любопытно, что, по словам Чулпан Хаматовой, на октябрьской дате настоял режиссёр: «Несмотря на все наши попытки отложить премьеру, он сказал — готовый спектакль (это за две недели репетиций — готовый спектакль), играйте, я с вами буду онлайн выпускать его», — так что премьера должна состояться даже в том случае, если границы к этому времени не откроют. Напомним, Алвис Херманис поставил едва ли не главный хит Театра Наций — спектакль «Рассказы Шукшина», где главные роли играют также Миронов и Хаматова. Причём, по словам режиссёра, новая работа связана с «Шукшиным» напрямую — отправной точкой для позднейшего замысла (Херманис является и автором текста «Горбачёва») стал телефонный разговор с Михаилом Горбачёвым, после «Рассказов Шукшина» зашедшим за кулисы.
На 4 и 5 ноября намечена другая премьера Основной сцены — спектакль молодого актёра и режиссёра Дмитрия Сердюка «Моими глазами». Изначально эта премьера, основанная на художественных и документальных монологах о Великой Отечественной войне, была приурочена ко Дню Победы, однако, как и многие другие, перенеслась на осень. Дмитрий Сердюк, поставивший три спектакля из цикла «Наше всё…», зарекомендовал себя как автор, способный создать литературно-театральную композицию — спектакль, объединяющий личный неравнодушный взгляд и внимательное отношение к выбранному материалу. На сей раз, по замыслу, камерное и масштабное сойдутся вместе, а на сцену, в частности, выйдут Наталья Тенякова, Авангард Леонтьев, Сати Спивакова и Мария Смольникова.
Последняя премьера 2020 года выйдет на Малой сцене — Тимур Бекмамбетов, попробовавший себя в театральной режиссуре во время прошлогодней лаборатории «Свияжск АРТель», решил продолжить не только опыт театральных исканий, но и буквально — начатую в Свияжске работу. Предполагается, что новая постановка не станет повторением лабораторного сочинения, однако первоначальная интенция и выбранный материал станут основой театрального дебюта режиссёра. Спектакль под рабочим названием «Ходжа Насреддин», основанный на известной восточной сказке, должен выйти 12 и 13 декабря.
Наконец, три премьеры запланированы на конец сезона — календарный 2021 год. Первой из них станет новая работа Максима Диденко — на Основной сцене театра он выпустит спектакль «Левша». В основе — одноимённая повесть Лескова, однако сценическая версия станет историей о современной России. Над новой историей «Левши» вместе с Диденко работает драматург Валерий Печейкин, на сегодняшний день ставший фактически постоянным соавтором режиссёра — в числе совместным работ, в частности, «Норма» в Театре на Малой Бронной, «Беги, Алиса, беги» в Театре на Таганке, «Глазами клоуна» в Национальном театре Мангейма и «Девушка и Смерть» (независимый проект). Играть Левшу будет Евгений Стычкин, а блоху — прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнёва.
На Малой сцене во второй половине сезона выйдет премьера Данила Чащина — «Живой труп» по пьесе Льва Толстого. Впрочем, как и в случае с «Левшой», режиссёр привлёк для работы над классическим текстом современного драматурга, не в первый раз становящегося его соавтором, — в данном случае адаптировать текст Толстого будет Юлия Поспелова (с текстами Толстого, к слову, также уже работавшая — в частности, в рамках фестиваля «Толстой» играли спектакль-аудиопрогулку по её пьесе). «Мне интересно исследовать тему того, как истончаются отношения между людьми, — говорит Данил Чащин. — Из-за чего счастливый брак заканчивается разводом, а близкие становятся друг для друга „живыми трупами“. И такими же трупами могут быть не только супруги, но и спектакль, театр, страна… Для меня это история о том, как важно вовремя найти и закопать „труп“, который прикидывается живым».
Последней премьерой сезона станет новый спектакль Константина Богомолова. Пока об этой работе известно лишь, что выйдет премьера на Основной сцене театра, а материалом для неё станет пьеса Островского «На всякого мудреца довольно простоты».
Также художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов отметил, что в течение этого сезона театр надеется вернуться к работе над спектаклем «Мастер и Маргарита». Напомним, новая работа одного из ведущих современных режиссёров Робера Лепажа была анонсирована год назад — предполагалось, что зрители увидят спектакль в 2020 году. Теперь участники спектакля ждут открытия границ и возможности возобновить репетиции с Лепажем в Канаде.
Кроме того, Театр Наций в сезон, который считает юбилейным (135 лет зданию Театра Корша в Петровском переулке, где располагается сейчас Театр Наций), планирует продолжать политику «децентрализации театрального искусства» и провести Фестиваль театров малых городов России и Театр Наций FEST (последний — впервые в двух городах, в Ноябрьске и Тобольске). Также в планах — масштабная программа, посвящённая Году Достоевского (200 лет со дня рождения писателя), включающая целый ряд лабораторий и экспериментальных работ, а также спектакль Елены Невежиной «Зимние заметки о летних впечатлениях» по одноимённому публицистическому очерку Достоевского. И, наконец, уже в октябре в Новом пространстве Театра Наций пройдёт I Съезд современного танца, куратором которого станет хореограф Дина Хусейн.
Источник: oteatre.info